В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» Исполнительный комитет Лекаревского сельского поселения Елабужского муниципального района Республики Татарстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Руководитель Л.И.Зарипова
Приложение к постановлению
Исполнительного комитета
Лекаревского сельского поселения
Елабужского муниципального района
Республики Татарстан
от « 2019 г. №
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕКАРЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2019 - 2021 ГОДЫ»
Наименование Программы |
Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования Лекаревское сельское поселение Елабужского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2021 годы» (далее - Программа) |
||||||||||||
Заказчик Программы |
Исполнительный комитет Лекаревского сельского поселения Елабужского муниципального района Республики Татарстан |
||||||||||||
Основные разработчики Программы |
Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан |
||||||||||||
Цели и задачи Программы |
Цель: содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) для формирования конкурентной среды за счет расширения доступа к финансовым ресурсам, развития инфраструктуры муниципальной поддержки МСП. Задачи: - формирование в муниципальном образовании благоприятной среды для развития предпринимательства; - содействие в формировании экономически активного предпринимательского класса; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - улучшение системы доступа малых и средних предпринимателей к необходимым ресурсам (земля, помещения, присоединение к электро/газо/тепло/водопроводным сетям, оборудование, имущество и др.), в т.ч. к неэффективно используемому муниципальному имуществу; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - увеличение доли налогов субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального, республиканского и местного бюджета; - увеличение доли работающих в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике муниципалитета; |
||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2019-2021 годы
|
||||||||||||
Объемы и источники финансирования |
Источники финансирования Программы включают средства бюджета сельского поселения и средства внебюджетных источников.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке. |
||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы и показатели эффективности Программы
|
- увеличение количества малых и средних предприятий в целом; - увеличение численности занятого населения в малых и средних предприятиях; - увеличение количества индивидуальных предпринимателей; - увеличение уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве; - увеличение удельного веса поступлений налогов и других платежей от субъектов предпринимательства в бюджете сельского поселения. |
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Елабужского муниципального района, а также Костенеевского сельского поселения Елабужского муниципального района и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
На сегодняшний день развитию предпринимательства в Елабужском муниципальном районе, а также в Лекаревском сельском поселении Елабужского муниципального района способствует созданная инфраструктура поддержки предпринимательства:
1) представительство Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона «Закамье»;
2) ГБУ «Бизнес-Инкубатор г. Елабуга»;
3) представительство Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан;
4) Совет предпринимателей Елабужского муниципального района;
5) организации, оказывающие юридические консалтинговые, аудиторские и образовательные услуги.
В Лекаревском сельском поселении Елабужского муниципального района на сегодняшний день существуют следующие проблемы развития малого и среднего бизнеса:
1) несовершенство нормативно-правовой базы, необходимость упрощения и оптимизации системы налогообложения;
2) недостаток комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, который позволил бы получить, с одной стороны, свободный доступ к ресурсам, а с другой – базовые знания;
3) недостаток возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за высоких ставок и, как правило, отсутствия достаточного залогового обеспечения;
4) низкий уровень подготовки многих руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
5) ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предпринимателями;
6) недостаточное использование субъектов малого и среднего предпринимательства для решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения;
7) недостаточное количество бизнес – инициатив;
8) недостаточное количество инструментов стимулирования бизнеса.
Согласно проведенным опросам, проблема доступа предпринимателей к финансовым ресурсам занимает первое место по значимости.
В связи с этим, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Лекаревского сельского поселения Елабужского муниципального района следует больше внимания уделять развитию фермерских хозяйств, развитию сельского туризма и перерабатывающим производствам.
В сельских поселениях остро стоит проблема обеспечения занятости населения. Обеспечение само занятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.
Необходимость разработки данной программы на период 2019- 2021 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
1) необходимость согласованности целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития, приоритетными задачами, установленными нормативными актами Елабужского муниципального района и Лекаревского сельского поселения;
2) отсутствие мероприятий по реализации политики по развитию малого и среднего предпринимательства;
3) сложность социально-экономической ситуации, связанной с ростом безработицы;
4) имеющийся положительный опыт реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах Республики Татарстан.
Настоящая Программа соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан до 2021 года и на перспективу до 2030 года (утверждена решением Совета Елабужского муниципального района от 13.09.2016 N 90).
Мероприятия Программы позволят достичь основной стратегической цели Лекаревского сельского поселения – создание благоприятных условий для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров, развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решение выявленных проблем возможно только в рамках системного подхода с привлечением ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства, использованием возможностей федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, поддержания кадрового потенциала необходимо реализовать комплексную программу подготовки кадров на уровне региона в целом и отдельных муниципальных образований.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти позволяет комплексно решить актуальные для малого и среднего бизнеса проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики.
Для эффективного решения проблем малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход, одновременно обеспечивающий помощь в получении долгосрочных финансовых ресурсов, подготовке кадров, решении вопросов обеспечения начинающих предпринимателей площадями и стартовым капиталом. На реализацию подобного комплексного подхода и направлена настоящая Программа.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами установлена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Программа разработана с целью реализации положений указанного закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Цель Программы – содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды за счет расширения доступа к финансовым ресурсам, развития инфраструктуры муниципальной поддержки МСП.
Задачи Программы:
- формирование в муниципальном образовании благоприятной среды для развития предпринимательства;
- содействие в формировании экономически активного предпринимательского класса;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- улучшение системы доступа малых и средних предпринимателей к необходимым ресурсам (земля, помещения, присоединение к электро/газо/тепло/водопроводным сетям, оборудование, имущество и др.), в т.ч. к неэффективно используемому муниципальному имуществу;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах местного бюджета;
- увеличение доли работающих в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике района;
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2019-2021 годов, в период реализации программы будет осуществляться консолидация информационных и материальных ресурсов, определения точек роста и приоритетных направлений, корректировки правовых актов, снятия административных барьеров, мешающих эффективной реализации Программы, также будет реализация ключевых мер Программы, формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и информационным ресурсам.
Характеристика основных мероприятий Программы
Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач. В основе поддержки развития малого и среднего предпринимательства лежит заявительный порядок обращения его субъектов. Срок рассмотрения обращений – 30 дней, за исключением случаев рассмотрения заявления о предоставлении государственных или муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами.
Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям:
Данная группа мероприятий предполагает проведение маркетинговых исследований, а также мониторинг и анализ развития малого и среднего бизнеса, в том числе:
1) анализ и прогнозирование социально-экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) мониторинг развития предпринимательства;
3) создание реестра субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования;
4) мониторинг нормативных правовых актов в части муниципальной поддержки малого предпринимательства;
5) мониторинг затруднений, возникающих у предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности, а также административных барьеров;
6) мониторинг информационной базы неиспользуемых производственных площадей на предприятиях муниципального образования;
7) проведение маркетинговых исследований в сфере среднего и малого предпринимательства;
8) анализ обеспеченности населения бытовыми услугами, организация работ по повышению обеспеченности населения данным видом услуг.
В результате реализации мероприятий данной группы планируется достижение следующих основных результатов:
1) выявление проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
2) актуализация нормативных правовых актов;
3) снижение административных барьеров;
4) определение потребности в товарах и услугах муниципального образования.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом РТ от 21.01.2010 №7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, предназначенных для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры необходимо:
- сформировать перечень муниципального имущества (в том числе земельных участков), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование предпринимателям (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов МСП);
- разработать порядок передачи муниципального имущества, в том числе земельных участков, во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:
- организация и проведение семинаров, конференций;
- создание кружков по интересам для старших школьников;
- размещение информационных статей для субъектов малого и среднего предпринимательства в СМИ;
- разработка и изготовление информационных материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
Консультационная и правовая поддержка субъектам МСП осуществляется через оказание скорой правовой и консультационной помощи предпринимателям, а также посредством приема жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов.
1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства правовой информации;
2) издания специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан;
3) привлечения организаций, индивидуальных предпринимателей, адвокатов на конкурсной основе для оказания правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
4) реализации иных мероприятий по правовой поддержке.
1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства консультаций по различным вопросам их деятельности;
2) реализации иных мероприятий по консультационной поддержке.
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет осуществляться Исполнительным комитетом сельского поселения, Исполнительным комитетом ЕМР (по согласованию), Правовой и Земельно-имущественной Палатами (по согласованию), Палатой перспективного социально-экономического развития (по согласованию), Советом предпринимателей Елабужского муниципального района (по согласованию) совместно с представительством Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона «Закамье» (по согласованию), ГБУ «Бизнес-инкубатор г. Елабуга» (по согласованию), Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ (по согласованию), Министерством экономики РТ (по согласованию) и другими организациями в виде:
1) организации и поддержки выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем малого и среднего предпринимательства, публикации федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов о порядке их применения;
2) иных мероприятий, направленных на информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) использование интернет-ресурса официального сайта Елабужского муниципального района.
Данный блок мероприятий направлен на повышение конкурентоспособности субъектов МСП, продвижение продукции субъектов МСП, в т.ч.:
- участие в ярмарках, конгрессах, выставках и форумах.
По итогам указанных мероприятий планируется:
- содействовать участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и развитии межрегиональных контактов.
Программой предусматривается поддержка субъектов МСП по следующим направлениям:
7.1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства и ремесел
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области народных художественных промыслов и ремесел, осуществляется по согласованию Исполнительным комитетом сельского поселения, Исполнительным комитетом ЕМР (по согласованию), Палатой перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района (по согласованию), Советом предпринимателей Елабужского муниципального района (по согласованию) совместно по согласованию с Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, представительством Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона «Закамье», ГБУ «Бизнес-инкубатор г. Елабуга», Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ и Министерством экономики РТ в виде:
1) создания благоприятных условий для возрождения и развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства и ремесел субъектами малого и среднего предпринимательства;
2) развития мастерских с проведением мастер-классов по декоративно-прикладным видам искусства и ремеслам;
4) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства и ремесел, субсидий на реализацию бизнес-проектов;